Стоя на балконе Палаццо Венеция 9 мая 1936 года, Муссолини вещал народу, пришедшему поздравить обожаемого дуче с победой в Эфиопии: "Итальянцы и итальянки!Все узы разрушены нашим сверкающим мечом! Отныне у величайшей в мире нации вновь есть империя! Сегодня мы демонстрируем всему миру,что в нас по-прежнему жива торжественная поступь Древнего Рима и сила культурных традиций Ренессанса!Борьба, неотрывная от народного искусства,-вот тот вдохновляющий алкоголь,который обожествляет молодых, удесятеряет мужество зрелых и обновляет стариков!"
Толпа в ответ взревела!Женщины истерически верещали,мужчины,не в силах сдержать воодушевление,в один голос скандировали:"Ду-че!Ду-че!".Один из стиснутых человеческим морем известных нацистских бонз,дождавшись,когда все утихнут,громко произнёс:"Он подобен богу!Нет,он не просто подобен.Он и есть Бог!"
Услышав это,толпа вновь взвыла.Поэтому никто не обратил внимание на то,как,наклонившись к уху стоящей рядом любовницы,Маргариты Сарфатти,Муссолини горько ухмыльнулся и процедил сквозь зубы:"Шумные возгласы на городской площади нельзя воспринимать как проявление общественного мнения...".После вновь принял монументальную позу и продолжил свою помпезную речь,что в общем-то не мешало ему думать о своём.Очём?Бог весть...
Возможно,вспоминал,как всё начиналось...Вдруг взгляд выхватил из толпы лицо Томмазо Маринетти,заметив которое дуче быстрым движением засунул руку в карман брюк-дотронуться до яичек-вернейшее средство против сглаза.Но тут же отбросил суеверный страх.Плевать ему вообще на дурака Томмазо,который,по донесению агентов,сострил на днях в кругу своих собратьев-художников:"Муссолини настолько доволен собственным обществом,что похож на боксёра в ярком тренировочном костьме,который с удовольствием пожимает руку самому себе...".Ну сказал и сказал.Недолго ему осталось...Сравнение у подлеца получилось,конечно,впечатляющее.Впрочем,на то Маринетти и авангардист,чтобы рождать яркие образы...
С Томмазо Маринетти они познакомились в 1915-м,когда обоих арестовали во время демонстрации в Риме.В каталажке и подружились.По совести говоря,если бы не авторитет Томмазо,художники-футуристы вряд ли согласились провозгласить Муссолини своим лидером и строителем счастливого грядущего,который "...поможет рабочим взвить красный флаг революции над Потсдамским дворцом.".Кстати,Бенито в те годы постоянно таскал в кармане брюк никелевый медальон с изображением Карла Маркса...
Позже,в декабре 1918-го,в Риме,Ферраре и Флоренции развене Маринетти помогал будущему дуче организовывать первые клубы фашистов?У них был придуман тогда замечательный лозунг:"Вся власть художникам!Управлять страной может и должен лишь пролетариат одорённых!".Этот слоган сработал настолько хорошо,что через год имена Бенитто Муссолини и Томмазо Маринетти открывали список кандидатов от партиисквадристов (нацитов) на выборах в парламент.В своих предвыборных выступлениях оба яро декларировали себя единственными в мире подлинными революционерами,так как "коммунизм можно организовать только на кладбище.Большевизм выявил своё капиталистическое нутро,а Ленин является величайшим реакционером в Европе."
На выборах они в тот раз провалились.Но прав оказался Бенедетто Кроче,написавший:"Любой,кто обладает чувством исторической последовательности,легко найдёт идеологические источники фашизма в футуризме.В его готовности выйти на улицы,чтобы навязать другим своё мнение и заткнуть рот тому,кто с ним не согласен.В его отсутствии страха перед бунтами и мятежами.В его жажде порвать со всяческими традициями.И в том преклонении перед молодостью,которым отмечен фашизм."
Надо признать,что как бы ни складывались позже их отношения,Томмазо научил друга Бенито многому.Маринетти всегда был чертовски умён.Именно этот художник ещё в начале двадцатых сформулировал толковый тезис,который Муссолини взял за основу своей культурной политики:"Только то искусство имеет право на существование,которое становится действенным орудием по переделке мира в нужном направлении.Всё остальное есть контрреволюция и буржуазная реакция."
А какие выставки они устраивали!Редкий вернисаж не заканчивался дракой,после которой художники разбредались по домам,демонстративно волоча по грязи свои полотна,-на них самые низкие предметы обихода были скомпонованы с похабными надписями.
Помнится,Муссолини тиснул тогда очень удачную статейку в Lacerba.В то время он писал только под псевданимом,чтобы,не навлекая на себя общественного возмущения,открывать глаза тупоголовым обывателям:"Футуристы широко популярны среди рабочих.Во время их выступлений в театрах больших городов рабочие защищают молодых художников от представителей аристократии и буржуазии,которые нападают на людей искусства."
Да,хорошие были времена...Впрочем,он всегда говорил,что предпочёл бы 50 тысяч ружей пяти миллионам картин,но,тем не менее,терпеливо и внимательно относится ко всем этим "творцам".В благодарность за это Томмазо следовало бы не злопыхать на старого друга,отказавшегося официально провозгласить Маринетти лучшим представителем фашистского искусства,а сказать "спсаибо" хотя бы за то,что не был,как другие деятели,сослан на Линаро!А ведь,положа руку на сердце,очень даже было за что наказать старого приятеля.Чересчур уж настойчиво стал бывший соратник напоминать дуче о тех событиях жизни,которые совершенно не вписывались в рамки канонической биографии выдающегося политического лидера.
Любил ли Бенито людей?Если да,то немногих.С тем же Гитлером у дуче изначально всё складывалось непросто.Они встретились впервые 14 июня 1934-го,и Муссолини жутко не понравился жёлтый макинтош,брюки в вульгарную полоску,дешёвые туфли фюрера и его плебейская манера прижимать к животу фетровую шляпу.Оставшись наедине во время предусмотренной протоколом прогулки,они,будто пара злющих псов,перелаялись по-немецки,сцепившись из-за какой-то процитированной к слову фразы из "Майн Кампф".
Бенито,вырядившийся для пущей парадности в роскошный мундир и чёрные сапоги со шпорами,чувствовал своё полное превосходство и,не желая сдерживать презрение,отошёл к свите,бубня сквозь зубы:"Он ужасное,дегенеративное,сексуальное создание.Сумасшедший!Чрезвычайно опасный идиот!Маленький клоун!"
Но в Ватиканский музей смотреть гобелены всё-таки повёл:хочешь не хочешь,а протокол должен быть соблюдён.
Фюрер,подтверждая слухи о своём помешательстве на искусстве,периодически замирал в восхищении при виде шедевров.Муссолини,искренне не понимая причиныстоль ярко выражаемого восторга,в конце концов просто пожал плечами и отошёл.Потом сказал раздражённо:"Хватит,Адольф,ей-богу!Ну что они,по-твоему,собой представляют?Обычные куски материала,и всё..."
Гитлер,пытаясь переубедить Бенито,разразился одной из своих бесконечных речей,всё глубже забираясь в дебри искусствовединияи перескакивая на другие темы:"Бен,ты не можешь этого не чувствовать!Если речь идёт о немецком и итальянском народах,я могу сказать,что неандерталец нашим предком не был!И если на то пошло,я абсолютно уверен,что Рим сжёг не Нерон.Это сделали христиане-большевики!"
Такого невежества дуче не ожидал...Но сдержался.Обстановка в мире была слишком непростой,чтобы в сложившихся обстоятельствах разорвать дружбу с фюрером...А ведь всего несколько лет назад с этим выскочкой можно было не церемонится.В 1926-ом Гитлер написал Муссолини письмо с просьбой выслать фотографию с автографом.Бенито тогда вовсе не улыбалось пятнать свою репутацию:слишком уж большим уважением пользовался он в Европе.Поэтому итальянское Министерство иностранных дел отправило своему посольству в Берлине депешу:"Просим вас поблагодарить вышеупомянутого господина и сообщить ему,что дуче считает несвоевременным выполнить его просьбу".
Он никогда не лукавил и редко позёрствовал.Но едва возникла необходимость,начал клясться "другу Адольфу" в вечной преданности.Так было нужно в интересах Италии...Какой ценой ему это давалось,знал лишь он сам.Поэтому,отулыбавшись на официальной встрече с фюрером,записал в своём дневнике:"Когда-нибудь история будет судить на с Гитлером и сделает вывод,что в сфере духа мы были лишь простыми пешками".И чуть ниже,без всякого перехода:"Я не государственный деятель.Я скорее похож на безумного поэта..."
На безумного поэта он не был похож совершенно.Писал,конечно,немало-политические работы,автобиографические статьи,даже перевёл на исходный немецкий итальянскую версию "Валькирии".Получилось нелепо...Но писать от этого не расхотелось.Сочинял порой с дикой истерией,неистово,яростно раздирая в клочки всё созданное бессонными ночами.
Потом запирался от всех,чтобы играть на скрипке.Верди,Бетховен,Вагнер звучали в его интерпритации одинаково надрывно-трагически,словно звуки извлекал агонизирующий исполин,не могущий смирится с неотвратимо близящимся крушением.Некоторые усматривали в игре признаки гениальности.Рассказывают,что однажды,будучи с визитом в Берлине,Муссолини,всегда мистически боявшийся сумерек,достал из футляра скрипку и начал безжалостно терзать струны.Дежурившие под окнами офицеры,оторопев,слушали яростную музыку.Когда она оборвалась,не сдержались,громко зааплодировали...
Дуче был в этот вечер по-настоящему счастлив,потому что искренне считал себя человеком искусства.Хотя понимал,что в этом плане так и не состоялся...
Впрочем,возможно,большинство диктаторов именно оттого и выбирают для себя путь безграничной власти,что тяжко комплексуют из-за собственной несостоятельности в творчестве?..
Властвовать он умел.И над толпой,и над женщинами.Последняя любовница Муссолини Лларетта Петаччи,зеленоглазая,длинноногая,с тяжёлой грудью и голосом,окрашенным волнующей хрипотцой,обожала его и боялась до истерики.Смирялась со всем,гордясь близостью к обожаемому дуче и мечтая остаться с ним до конца...На пощёчины законной сеньоры Муссолини отвечала,что не она,Рашель,окажется с Муссолини в его последний час.Говорила уверенно,будто чувствовала,что именно ей досталась судьба загородить любимого от автоматной очереди своим телом.
Почему она сказала это тогда с такой уверенностью?Могла ли чувствовать,что уже не за горами день,когда это произойдёт?Неизвестно.Но Кларетта была готова на всё...
Дуче всегда был подвержен резким сменам настроения.Его нервы вибрировали на пределе.По мнению врачей,причиной тому был недолеченный в молодости сифилис,переходящий в последнюю стадию,для которой характерны лихорадочное возбуждение и галлюцинации.
Врачи,конечно,знали,о чём говорят.Хотя,возможно,ничего подобного и не было,а Муссолини просто панически боялся будущего?Иначе почему записал в своём дневнике:"Никто не может править так долго и требовать от людей таких больших жертв,не вызывая при этом ненависти...Я устал...Я очень устал...Диктатор не может уйти элегантно.Он должен обязательно пасть.Но его падение никогда и никому не приносит счастья..."
Что финал близок он понял в 4:30 утра 22 июня 1941-го.Когда его разбудили телефонным звонкоми сообщили экстренную новость,Муссолини растолкал жену и сказал:"Дорогая Рашель,это означает,что война проиграна."
В 10 часов,собрав правительство,говорил уже не так обречённо:"Если Россия не будет побеждена в первые шесть месяцев,она вообще не будет побеждена.Я надеюсь только на то,что в этой идиотской войне на востоке немцам основательно пощиплют перья."
По мере развития событий становилось очевидно: щиплют,и ещё как!Было ясно: это конец.Однажды,за год до смерти,приняв иностранных журналистов,Муссолини,не дожидаясь вопросов,стал рассказывать:"Сегодня утром ко мне в спальню случайно влетела ласточка.Она билась о стены и мебель,пытаясь найти выход,и в конце концов упала на мою кровать.Я осторожно взял её в руки,открыл окно и выпустил...Для меня никто не откроет окно.У меня один выход-умереть.И это справедливо..."
Всё произошло,как предчувствовала Кларетта Петаччи.Она не могла предвидеть лишь одного-за день до 27 апреля 1945-го Муссолини успел отправить по лишь ему известному адресу несколько грузовиков.В машинах вывозились произведения живописи,которые он,оказывается,тайно собирал всю жизнь.По скромным оценкам,общая стоимость его коллекции,названной впоследствии "сокровищами Донго",оценивалась в несколько десятков миллиардов лир.Машины с бесценным грузом оказались перехвачены партизанами.Дальнейшая их судьба загадочна.Причём все участники той истории либо погибли,либо исчезли при невыясненных обстоятельствах...
Луиджи Канали,он же капитан Нери,исчез после того,как объявил в прессе,что ценности переданы компартии,о чём у него имеются расписки...
Джузеппина Туисси,она же Джанна,пыталась отыскать Луиджи,но также словно в воду канула...
Её отец поклялся найти убийц, но сам вскоре был застрелен...
Расследование этих и прочих смертей продолжалось в Падуе до 1957 года.Но достоянием общественности так и не стало...Не это ли предвидил Бенито Муссолини,процитировав за несколько часов до своего страшного повешения Цицерона: Historia magistra vitae ("История-учитель жизни")? Остаётся лишь добавить: жаль только,что у неё плохие ученики...
Если Вы нашли ошибку в статье или вам не нравится ее содержание - воспользуйтесь нашим сервисом
"". Наши модераторы обязательно проверят статью и примут меры.
SkinnyBodyCare отзывы о компании. Если вы ищите негативные или положительные отзывы о компании SkinnyBodyCare, прочтите данный отзыв. Так же в конце статьи Вы можете поделится мыслями о данной компании.
Компания SkinnyBodyCare находится по адресу www.skinnybodycare.com, для регистрации нужна реферальная ссылка, которую можно получить у бизнес партнеров...
Добавить комментарий!